Звуки музыки. [автоблог]

Данный блог будет содержать только то, что касается автозвука, но не только в бочке. Недавний опрос показал, что это мало кому интересно, но надеюсь лишь в силу того, что информации, как сделать и что выбрать не так уж и много... А результатов в бочке можно достигнуть весьма хороших. Примером тому является Audi Avant Евгения Грызунова, ставший чемпионом Европы по автозвуку. А так же Audi Coupe нашего соклубника Артема, многократного призера и финалиста различных соревнований по автозвуку у нас и в Финляндии. В соавторстве с Артемом и будет вестись данный блог. Если кому-то это будет интересно... В планах рассказать и теорию и показать некую практику. Так же вас ждут тесты аппаратуры, советы по выбору и сочетанию компонентов. Мы не знаем всего, но опыт не пропьешь. stay tuned
 


Со своей практической стороны постараюсь дать представление о том, как и куда, ставить все эти динамики, каким образом лучше установить и надежно закрепить те или иные компоненты, как развести и распаять проводку, где что искать, дабы купить, если будет интересно - что судят на соревнованиях по автозвуку.
 
Итак, в первую очередь совет номер один - не стоит спешить. Кучка компонентов, купленная за один раз в сельпо общебытовой ориентации, да еще по рекомендации местного продавца не заиграет никогда. Т.е. совсем совсем никогда. Готовьтесь к тому, что каждый элемент системе нужно будет в муках выбирать и искать :) И первое, на что стоит обратить внимание - соответствие компонентов предпочитаемым к прослушиванию музыкальным жанрам. Тут есть один момент, на мой взгляд звучание системы должно нравится в первую очередь ельцу. И только потом отвечать требованиям судей и общей правильности воспроизведения. Однако, если вам удастся совместить эти факторы, честь вам и хвала. Но все же, на соревнования выезжают единицы и ориентироваться мы будем на построение системы для себя любимого. Но то, в чем соревновательные системы правы безоговорочно - в правильности установки компонентов. Надежное крепление, правильная укладка проводки, выбор предохранителей и многое другое это залог не только качественного звука, но и безопасности вашего автомобиля. Начать собирать систему стоит с отрисовки схемы на бумаге. Это даст вам общее представление о масштабах бедствия :) Будет сразу понятно, сколько и каких кабелей нужно, сколько потребителей и соответственно необходимое количество разветвителей питания. Я, к сожалению, не отношусь к тем людям, кто сделал раз и навсегда, но абсолютно точно могу уверить - раннее планирование позволит сэкономить значительное количество денежных знаков и человекочасов, потраченных на установку.
 

Alexx

New member
Ну а пока вы катаетесь со штаткой или aftermarket динамиками в штатных местах, предлагаю подсказку, как существенно улучшить их звучание с минимумом затрат - Штатная сетка не имеет сквозной перфорации и здорово глушит звук на ВЧ . Вышеуказанная процедура существенно улучшает звучание в этом диапазоне.
 

shizhnyak

New member
Совет два - не пытайтесь купить все сразу. 9 из 10, что денег у вас не хватит. Автозвук весьма дорог и если вы покупаете за кровно заработанные и порой утаянные от супруги(га), то выделить единовременно всю сумму будет проблематично. Разбейте на несколько этапов. Первый и обязательный - шумовиброизоляция (ШВИ). Минимально необходимая процедура - обработка основных мест резонанаса и мест установки акустики. Как минимум это двери и им стоит уделить основное внимание. Далее пол, крыша, багажник. Логично это сделать сразу, но не обязательно. Так как процедура не самая быстрая, то пока делаете шумку, успеете накопить на следующий этап - прокладку проводов и кабелей. Эти два этапа логично объеденить т.к. они связаны с разбором салона. (О практике данных процессов мы обязательно расскажем, когда закончим с теорией.) Когда закончите с этим, глядишь, следующая зарплата получена и можно выбирать мозг системы - головное устройство (ГУ).
 
Как уже говорилось, начать планирование нужно со схемы. Вам она облегчит понимание работ, а в случае участия в соревнованиях она является обязательным требованием. Выглядит это примерно так:
 
На данном этапе следует определить, какие форматы требуется воспроизводить системе. Укрупненно - аудио и/или видео. Дальше подробно, для аудио это классические диски, сжатые форматы (mp3, FLAC). Для видео - DVD или контейнеры (MKV). Простейший вариант - воспроизведение только музыки с дисков. Любое ГУ с этим справится. Сколь хорошо рассмотрим позже. Расширенный вариант - возможность воспроизведения сжатых форматов, это или сжатие с потерями - MP3 или без потерь, так называемые losseless - FLAC, APE... C MP3 справляются большинство современных ГУ. C форматами сжатия без потерь все гораздо хуже. Компания Kenwood представила три новые модели цифровых медиаресиверов 2013 года, важной особенностью которых является совместимость с популярным форматом записи FLAC (Free Lossless Audio Codec). Т.е. это только вот сейчас, еще тепленькие. Медиаресиверы KMM-157, KMM-257 и KMM-357SD относятся к бюджетному сегменту. Они поддерживают воспроизведение форматов MP3, WMA, AAC WAV, а также FLAC, считывая их с USB-носителей или SD-карт (KMM-357SD). Как показывает практика, бюджетный сегмент это полный хлам. Так что особенного преимущества пока не стоит ожидать. Классическая компоновка системы для воспроизведения CD дисков - стерео. Т.е. фронтальная акустика плюс сабвуфер. Исключение - многоканальные записи и клубная музыка. С первой все понятно, а вторая подразумевает слушателя внутри звуковой сцены, а не перед ней. Воспроизведение видео. Создать из автомобиля персональный кинотеатр весьма привлекательная идея и пользуется популярностью. Простейшая схема будет 5.1 - фронт, тыл, центральный канал и сабвуфер. Источник - любое устройство, воспроизводяжщее видео и имеющее выход в цифре для передачи на процессор, который необходим для такой системы. Использование процессора в классической системе также имеет место быть и дальше затронем и этот вариант.
 
В данный момент Артем готовит первую партию практического материала, а я пока продолжу забивать вам мозг теорией. Допустим, вы определились с составом системы, закончили ШВИ и готовы прокладывать провода. Прежде чем идти их покупать неплохо бы знать, какие именно и сколько брать. Начинаем с самого начала - с АКБ. С нее пойдет питание на все потребители аудиосистемы. На АКБ у нас два терминала, соответственно нам нужны две клеммы, плюс и минус. В идеале проложить до потребителей и плюс и минус, но нет особого криминала, если минус взять с корпуса автомобиля, в непосредственной близости от потребителей. Плюсом такого решения является существенная экономия кабеля, минусом - возможность образования помех из за разности потенциалов в точках заземления. Но, независимо от решения, клемму минус на АКБ все равно придется заменить, так как при увеличении потребления с плюсового провода необходимо увеличить сечение провода с АКБ на массу. Об этом частенько забывают и ошибка эта довольно распространенная. Итак, клеммы. С минусовой все понятно, все, что от нее требуется - иметь как минимум два выхода, один на кузов, другой на минус потребителей аудиосистемы. С плюсовой чуть интереснее. Для начала, выходов должно быть нужное количество. Далее можно поступить хитро - выбрать клемму со встроенным предохранителем. Согласно правилам предохранитель должен находиться не далее 30см от АКБ. Обычно цепочка выглядит так: клемма + - отрезок кабеля до 30см - колба/держатель с предохранителем - отрезок кабеля до потребителей. Применение клеммы с предохранителем позволит избежать установки колбы. Минус лишнее устройство под капотом, минус разрыв кабеля, проще монтаж. Вот такие плюсы дает правильная плюсовая клемма :) Имя данного чуда - Audison сonnection BBC 41PF.
 
Итак, у нас есть клеммы. Нужен кабель. С длинной все более или менее ясно, прикидываем расстояние до предполагаемого места установки распределителя питания (если потребителей несколько) и идем покупать. И тут важный момент - сечение кабеля. Кто учился в школе, тот помнит и закон Ома и прочие вещи. Но все же заострим на этом внимание ;) В данной области сечение кабелей принято обозначать как AWG (American Wire Gauge). Силовые как правило лежат в диапазоне 10 - 0 AWG. Меньшее число обозначает большее сечение кабеля. Зная сечение кабеля можно рассчитать ток, пропускаемый кабелем. Это нужно для правильного питания усилителя мощности. При недостаточном питании усилителя результат как правило один - сгоревшие динамики. Понять, сколько же жрет наш усилитель проще простого - умножив номинальную мощность одного канала усилителя на их количество получим общую мощность. Но это мощность отдаваемая на динамики, без учета КПД блока питания. Потребляемая же будет раза в два больше. Принято считать, что для усилителя класса АВ КПД блока питания равен 50-60%, а для класса D - 80%. Математика, закон Ома и у нас на руках ток, потребляемый усилителем. Далее, считается, что падение напряжения на конце кабеля не должно превышать 0, 2В. Снова считаем и получаем нужное для нашей длинны сечение кабеля. Допустим мы получили мощность в тысячу Ватт. Ток, потребляемый будет порядка 130 Ампер, а сечение кабеля 4 AWG. Бежим покупать :) Исходя из выбранного сечения кабеля выбирается предохранитель. На выбранный нами 4 AWG максимально допустимый номинал предохранителя - 125 А. Это только кажется сложно :) По сути же любой, окончивший среднее учебное заведение, должен такие задачки решать на раз два. Для облегчения жизни существует таблица:
 

Torrero2525

New member
Так как все познается в сравнении, далее мы будем частенько приводить примеры как надо и как не надо что-либо делать. Пример того, как НЕ НАДО ставить колбу с предохранителем:
 
Нда. Ужасы - не то слово :) Но здесь, тем не менее, провод проходит через пластмассовый корпус воздухозаборника, а не прямо через отверстие в металле. Видел и такое. А вообще, речь идет о том, что безопасность проводки в целом, а особенно проводки питания - залог безопасности. Халатность в этом воросе в конечном счете приведет к ПОЖАРУ. Машина до тла сгорает за несколько минут и огнетушители тут далеко не всегда помогают, увы. По этому нужно усвоить несколько простых правил - при проходе провода через металлические переборки багажника-салона, стенки, моторные щиты, лонжероны использовать резиновые втулки. Поискать в интернете, в магазинах электротоваров - найти можно, такие втулки используются в электрощитках. Далее, под капотом проводку лучше спрятать в гофрированную трубку и закрепить стяжками по возможности по-дальше от двигателя и особенно движущихся частей. Кстати, при прокладке силовых проводов под капотом очень часто помогает штатная проводка. Так или иначе, а она начинается от аккумулятора и идет в салон. Вот и используем штатные места креплений и штатные резиновые втулки при попадании из подкапотного пространства в салон. Такой способ, конечно, заставит купить лишний метр-другой дорогого силового провода, зато себе спокойнее.
 

Mystic

New member
Хочется прокомментить данное фото - делать как здесь я бы тоже не рекомендовал. Клемма расположена очень близко к моторному щиту. Безусловно, в нормальных условиях эксплуатации она держится хорошо, но в случае аварии запросто может коснуться моторного щита, что легко приведет к пожару. В общем, буду переделывать. Не знаю пока как, но потом расскажу, как сделаю :)
 

hard_gm

New member
Вышеупомянутые втулки на практике выглядят примерно так. Покупались на Юноне после мучительных поисков. Делать правильно и красиво становится все сложнее, аксессуаров для установки почти не осталось на рынке.
 

Grassmester

New member
В качестве закрепления вышесказанного предлагаю решить задачку - ответить, что на фото сделано не правильно:
 

slik

New member
На самом деле, вот мы сейчас рассказываем уже о том, как что делать, что правильно и что нет - а в первую очередь надо было бы рассказать, а для чего делаются такие сложности и вообще, а почему бы не обойтись штатной системой? Часто слышу мнения: Я не меломан или Мне ж не на соревнования, Что-нибудь бы по-проще. Да, кому-то хватает, а кто-то потом очень жалеет, что вот тут сэкономил и в итоге продал за копейки, а новое купил как все заново начал. Думаю, нужно все-таки сделать отступление о том, с чего именно начать и на что потратить первые отложенные деньги.
 
Так припоминая прошлое, я начал с прочтения всяких журналов типа Автозвук - ТАКУЮ стопку их выкинул - прямо слезы на глаза навернулись, вспоминая, сколько они стоили :))) Хотелось, конечно, всего и сразу, но спешка тут ни к чему. Если мы решили строить систему, надо начинать с тех компонентов, без которых вообще ничего не получится. А это - источник сигнала, головное устройство, то, самое Лицо нашей системы, как ни крути, а это - первое, что видит любой, кто садится в салон автомобиля, даже если это наркоман с фомкой, только что разбивший стекло :) Ну и конечно, акустика - те динамики, которые мы подключим к встроенному усилителю нашего нового головного устройства, ибо, больше мы пока ничего не купили. Но нам пока и так хватит, ибо, надо бы все подключить, провести кое-какие провода, установить динамики на место, сделав это максимально красиво и аккуратно, а также что-то сделать с дверьми в плане виброизоляции.
 
Я надеялся, что уж виброизоляция к этому моменту уже у всех читающих готова ))))))) И все затаив дыхание ждут, когда мы скажем, что же купить на роль ГУ. Но однозначных рекомендаций не будет.
 

KoJI9lH

New member
То, что давать рекомендации в области Г.У. и акустики не стоит - это да, каждый сам для себя выбирает. Но вот я бы все-таки припомнил вот этот аппарат, ставший чуть ли не народным за свою сравнительно невысокую цену, функционал и довольно неплохие характеристики. Довольно много народа начинало именно с этого Г.У.
 

Сверху